Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования ЯО Ростов-Ярославский сельскохозяйственный техникум
Страница обновлена 06.02.2015

 

Утверждено

Приказом № ______

от  «____» _____________ 20____ г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации образовательного процесса

по профессиональной подготовке водителей транспортных средств категории «В» в

ГОУ СПО ЯО Ростов-Ярославском

сельскохозяйственном техникуме

Методические рекомендации по организации образовательного процес­са в ГОУ СПО ЯО Ростов-Ярославском сельскохозяйственном техникуме по профессиональной подготовке водителей транспортных средств категории «В» составлены на основе Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165) (далее – Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165), приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010г. № 18638) на основании Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013г. № 1408.

Настоящая методическая разработка определяет основы ор­ганизации образовательного процесса по подготовке водителей транс­портных средств и повышения квалификации педагогических работников в техникуме. Непосредственным организатором и руководителем воспита­тельной и учебной работы является директор техникума, под руководством которого осуществляется планирование, ведение и организация учебного процесса.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Планирование образовательного процесса осуществляется директором техникума.

Планирование образовательного процесса должно обеспечить свое­временное и качественное выполнение установленных заданий по подготовке водителей транспортных средств, полную отработку учебных программ, методическую последовательность в изучении предметов, тем и упражнений, наиболее целесообразное исполь­зование учебно-материальной базы и учебного времени препода­вателей и мастеров производственного обучения вождению.

Перед началом учебного года в техникуме должна быть разработана следующая организационно-планирующая документация:

1.           Календарный план.

Календарный план основных мероприятий техникума разра­батывается директором совместно со штатным составом техникума. План утверждается директором техникума и в нем пре­дусматриваются основные мероприятия, проводимые техникумом:

-     смотр готовности техникума и учебно-материальной ба­зы к началу нового учебного года;

-      смотр техники, технический осмотр, инвентариза­ция;

2.           План-график прохождения программы подготовки учебными группами.

План-график подготовки учебными группами разрабатывает­ся и утверждается директором техникума на каждую учебную группу. План-график составляется с учётом требований и методических указаний программ обучения по каж­дой специальности, сроков обучения и наличия учебно-матери­альной базы. В плане должна соблюдаться строгая методическая последовательность в изучении предметов, и проставлены дни проведения занятий.

3.           Расписание занятий

Расписание занятий на каждую учебную группу составляет­ся и утверждается директором техникума. Расписание составляется на основании плана-графика прохождения программы. В расписании указываются дата и время занятий, предмет обучения, номера тем и занятий и их наимено­вание. Наименование предметов, тем занятий, упражнений и их номера должны соответствовать программе.

4.           График учёта вождения машин

График учёта вождения машин составляется директором техникума. В график вписывается дата занятия, ф.и.о. обучаемого, время отведенное на обучение.

5.           Схема учебных маршрутов вождения автомобилей

Схема учебных маршрутов вождения автомобилей разрабаты­вается на основании программы обучения, подписывается  и утверждается директором техникума. Схема составляется по маршрутам, где разрешена учебная езда и с учётом особенностей каждого упражнения.

6.           График на использование машины

График на использование машины является документом, на ос­новании которого выписываются путевые листы и разрешается вы­езд машин из гаража. В него вносятся все машины, которые дол­жны быть использованы в планируемый день. График подписывается механиком гаража и утверждается директором техникума. Путевой лист на каждый день (допускается выписывать путевой лист на служебный автотранспорт на срок не более 30 дней). В нем указываются фамилии обучаемых, и упражнение, которое с каждым из них должно отраба­тываться. По окончании занятий в путевом листе делается отметка с подпися­ми обучаемых и мастера производственного обучения вождению. Путевые листы сдаются в бухгалтерию техникума. На основании путевых листов производится расчет заработной платы мастеров производственного обучения вождению.

7.           Комплектование учебных групп.

Прием на курсы для обучения осуществляется на основании договора на оказание платных образовательных услуг.

Поступающий на обучение в техникум на обучение по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» обязан предоставить следующие документы:

-     заключение медицинского учреждения о годности к управ­лению автомобилем;

-      паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;

-      одна фотокарточка размером 4x6.

При наличии всех документов директор техникума издает при­каз о формировании учебной группы. За несколько дней до начала занятий директор техникума собирают обучаемых и проводят с ними бесе­ду, в которой объявляют номер группы, сроки и порядок обучения, требования, предъявляемые к обучаемым, представляют преподава­телей и мастеров.

Количество обучаемых в одной группе должно быть  не более 30 че­ловек.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Организация обучения в техникуме должна обеспечивать вы­полнение основной задачи – подготовку квалифицированных води­телей. В техникуме при подготовке водителей применяются следующие основные методы обучения: устное изло­жение (объяснение, рассказ, лекция); беседа; показ (демонстра­ция) кинофильмов и видеофильмов; самостоятельная работа; практические занятия. Ука­занные методы, как правило, применяются комплексно.

Преподаватель или мастер производственного обучения вож­дению обязан для каждого занятия выбирать наиболее целесооб­разные методы обучения, исходя из требований программы и усло­вий, в которых проводится занятие: состава и уровня подготовки учащихся, степени сложности учебного материала, наличия и со­стояния учебного оборудования, места и времени проведения занятия.

Основной формой обучения является занятие, которое может быть теоретическим или практическим. Каждое занятие должно со­стоять из вступительной, основной и заключительной частей.

Теоретическое занятие проводится со всей учебной группой методом рассказа (беседы, показа (демонстра­ция) кинофильмов и диафильмов) или объяснения с целью лучшего усвоения уча­щимися нового учебного материала. В ходе занятий преподава­тель должен увязывать новый материал с ранее изученным, иллю­стрировать основные положения примерами из практики, исполь­зовать для объяснения материальную часть и учебно-наглядные пособия, строго соблюдать логическую последовательность, а также принятую техническую терминологию.

На теоретическом занятии вступительная часть обычно вклю­чает в себя проверку присутствующих на занятии, опрос по ранее пройденному материалу; основная часть – сообщение темы, цели занятия, учебных вопросов, изложение нового материала и его закрепление; заключительная часть – ответы на вопросы, подведе­ние итогов занятия, выдача заданий для самостоятельной работы;

Практическое занятие – занятие по вождению машин прово­дится с каждым учащимся под руководством мастера производст­венного обучения вождению.

На практическом занятии по вождению вступительный ин­структаж обычно включает в себя объяснение цели и содержания предстоящего занятия, повторение отдельных приёмов; текущий инструктаж состоит из показа и выполнения в замедленном тем­пе упражнений с кратким объяснением (значение показа очень велико, так как при зрительном восприятии легче всего усвоить наиболее рациональные приемы выполнения упражнения), самостоя­тельного выполнения этих упражнений обучающимися при постоян­ном контроле и своевременном исправлении ошибок (это очень важно, так как ошибки могут укорениться и превратиться в на­вык, который потом будет трудно исправить); заключительный инструктаж проводится после выполнения упражнений и состоит из разбора допущенных ошибок, причин, вызвавших их, и способов устранения, а также из заданий для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Во время учебной езды мастер производственного обучения вождению должен находиться рядом с обучаемым, не оставлять его одного за рулем, приучать следить за изменениями дороги, пока­заниями контрольно-измерительных приборов, не смотреть на ме­ханизмы управления при пользовании ими, а также прислушивать­ся к ритму работы двигателя и других механизмов автомобиля, улавливать посторонний шум или звуки в их работе, обнаружи­вать причины неисправностей и устранять их.

В целях повышения качества обучения возможно проведение контроля за учебно-воспитательным процессом путем посещения занятий и систематических бесед с преподавателями и мастерами производственного обучения вождению. Контроль может осущест­влять директор техникума.

На занятиях проверяют: подготовленность преподавателя (мастера) к проведению данного занятия; обеспеченность заня­тия учебно-наглядными пособиями и правильность их использова­ния; соответствие преподаваемого материала требованиям программ; правильность применения преподавателем (мастером) мето­дов обучения, а также знания и уровень практической выучки учащихся. Результаты проверок занятий должны заноситься в журнал учета занятий и при необходимости обсуждаться на педа­гогических советах.

 

ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ

 

Для проверки качества подготовки учащихся после оконча­ния их обучения в техникуме проводятся промежуточная и итоговая аттестации. Промежуточная аттестация проводится преподавателями по предметам и мастерами производственного обучения. Итоговую аттестацию (в виде квалификационного экзамена) организует директор техникума. Ко дню экзамена преподаватели и мастера обязаны пол­ностью оформить учебную документацию, журнал учёта занятий. Экзамены по теоретическим предметам должны прово­диться в классах, для чего в них необходимо сосредоточить учеб­ные пособия, плакаты, агрегаты, детали. Проверка навыков вож­дения автомобиля проводится после сдачи экзаменов по теоретическим предметам.

К выпускным экзаменам допускаются только те обучаемые, которые прослушали и усвоили программу обучения в полном объе­ме. Для определения качества полученных теоретических знаний обучающихся, выявления их подготовленности в соответствии с требованиями учебных программ и планов по предметам проводится аттестация по 60 вопросам (3 билетам), утвержденных и используемых для проведения квалификационных экзаменов в ГИБДД, Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

     Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия.

     Оценка проведения промежуточной аттестаций производится в соответствии с Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, утвержденной  Главным управлением ГИБДД МВД России.

     Контрольное занятие проводится как на площадке для учебной езды, так и на дорогах общего пользования. В ходе занятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений, а так же в режиме реального дорожного движения.

     По завершению обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается директором техникума.

   Основным видом аттестационного испытания является квалификационный экзамен, состоящий из трех частей: теоретическая часть, практическая часть – вождение транспортного средства на закрытой площадке, практическая часть – вождение по дорогам общего пользования.

Теоретическая часть экзамена проводится с целью проверки теоретических знаний и определению возможности допуска экзаменуемого к практической части экзамена.

   Форма проведения теоретической части экзамена – индивидуальная. Метод проведения –письменный опрос, по билетам утвержденным Главным управлением ГИБДД МВД России, на соответствующую категорию транспортных средств. Экзаменуемому предоставляется три билета, каждый из которых включает  двадцать вопросов.

    Оценка проведения итоговой аттестаций производится в соответствии с Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, утвержденной  Главным управлением ГИБДД МВД России.  

   Практическая часть экзамена проводится на закрытой площадке. Форма проведения практической части экзамена – индивидуальная. Проводится с целью проверки у экзаменуемого навыков управления транспортным средством соответствующей категории.  Сдача практического экзамена производится в соответствии с Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, утвержденной  Главным управлением ГИБДД МВД России.

     Вариант, по которому будет проводиться экзамен, устанавливается в день экзамена председателем экзаменационной комиссии техникума.

      Испытательные маршруты утверждены директором техникума. Номер маршрута устанавливается в день экзамена председателем экзаменационной комиссии техникума. Продолжительность экзамена на маршруте – двадцать минут.

    Оценка практического экзамена производится согласно «Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами» утвержденными Главным управлением ГИБДД МВД России.

 

     Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом. По результатам итоговой аттестации выдается свидетельство о профессии действующего образца и  кандидаты в водители направляются для сдачи  экзамена на право управления ТС в территориальный орган ГИБДД.

       Выдача водительского удостоверения на право управления транспортным средством производится подразделениями ГИБДД, после сдачи экзамена на право управления ТС.

   Председатель экзаменационной комиссии несет персональную ответственность за объективную проверку качества подготовки, за соответствие оценки истинным знаниям и практическим навы­кам обучаемых. Перед началом экзаменов председатель и члены комиссии обязаны ознакомиться с состоянием учебной базы техникума, организацией учебного процесса и готовностью учебных классов и мест для проведения экзаменов. Кроме этого, необхо­димо проверить наличие приказов о формировании учебной группы, договоров, уплату всеми обучающимися стоимости обучения, правильность оформления журнала учёта занятий и индивидуальных книжек учёта вождения, а также распределить обязанности среди членов экзаменационной комиссии.

По результатам проверки и изучения документов председа­тель экзаменационной комиссии принимает решение о приёме эк­заменов в учебной группе и персональном допуске обучаемых к экзаменам.

В случае разногласия между членами комиссии председателю предоставляется право окончательного решения об оценке знаний каждого обучаемого.

Результаты квалификационных экзаменов анализируются и обсуждаются с педагоги­ческим коллективом с целью обобщения и распространения положитель­ного опыта, выявления и устранения недостатков в организации и проведений учебно-воспитательной работы.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Методическая работа проводится в целях улучшения учебно­го процесса и качества проведения всех видов занятий, совер­шенствования знаний и методического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения вождению, установления единства в понимании и применении методов обучения учащихся, обобщения опыта учебной и воспитательной работы и внедрения передовых методов обучения в практику подготовки водителей.

Для всех преподавателей и мастеров производственного обуче­ния вождению техникума участие в методической работе должно быть обязательным и является основной частью педагогической дея­тельности. Методическая работа в техникуме осуществляется в различных формах. Различают коллективные и индивидуальные фор­мы работы.

Коллективные формы:

а) методические совещания, лекции и научно-практические конференции;

б) школы передового опыта;

в) инструкторско-методические занятия;

Индивидуальные формы:

а) самостоятельная работа препода­вателей и мастеров производственного обучения вождению;

б) индивидуальная методическая работа директора техникума с преподавателями и мастерами производственного обучения вож­дению.

На методических совещаниях педагогических работников об­суждаются отдельные проблемные педагогические и методические вопросы, имеющие значение для общего повышения качества рабо­ты в техникуме по профессиональной подготовке водителей транспортных средств категории «В», а также текущие методические вопросы, требу­ющие срочного обсуждения и решения.

В зависимости от цели, содержания обсуждаемых вопросов эти совещания проводятся со всем педагогическим составом либо только с мастерами производственного обучения вождению, либо только с преподавателями. Совещания проводятся директо­ром техникума.

Школы передового опыта служат для обмена и передачи опы­та работы квалифицированных преподавателей и мастеров произ­водственного обучения вождению.

Инструкторско-методические занятия проводятся с целью подготовки преподавателей и мастеров к проведению отдельных занятий, тем и разделов в целом. Инструкторско-методическое занятие должно состоять из вступительной, основной и заклю­чительной частей. Во вступительной части объявляется тема и цель занятия, порядок, место и метод его проведения. В основ­ной части объясняется методика обучения, даются рекомендации по проведению занятия, использованию наглядных пособий, опро­су учащихся, практически показывается порядок выполнения дей­ствий на материальной части. В заключительной части даются ответы на вопросы и подводятся итоги занятия.

Важным средством повышения квалификации преподавателей, и мастеров производственного обучения вождению является само­образовательная работа, проводимая при помощи и под контролем директора техникума. Самообразовательная работа способствует совершенствованию научно-теоретической подготовки по специ­альности и включает в себя самостоятельную работу над педа­гогической и методической литературой, изучение последних педагогических разработок, имеющих отношение к организации и методике обучения по профессиональной подготовке водителей транспортных средств категории «В»..

Индивидуальные задания предназначены для совершенство­вания учебного процесса и повышения квалификации преподавате­лей и мастеров производственного обучения вождению. Эти зада­ния включают изучение и обобщение передового опыта учебно- воспитательной работы, углубленную разработку отдельных во­просов методики подготовки водителей, составление методичес­ких разработок, инструктивных и маршрутных карт, а также совершенствование учебно-наглядных пособий, оборудование учебных классов. Индивидуальная самостоятельная работа препо­давателей и мастеров производственного обучения вождению должна сочетаться с выступлениями их на семинарах, методических совещаниях' и т.д.

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

 

К учебно-материальной базе техникума относится класс с учебно-наглядными пособиями и инвентарем, вспомогательные помещения, закрытая площадка, учебные автомоби­ли.

В предлагаемом разделе методического пособия рассматри­ваются требования, предъявляемые к материальному обеспечению и оформлению классов, используемых для проведения теоретичес­ких занятий и при обучении вождению.

Площадь класса должна быть не менее 60 м2. Для размещения обучаемых устанавливаются столы и стулья из расчета одновременной посад­ки группы в 30 человек. Для преподавателей оборудуют рабочее место. Остальное оборудование учебных классов должно проводиться в соответствии с перечнем, установленным программой подготовки водителей транспортных средств.

Учебные транспортные средства должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке и прицепами (не менее одного), разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг, зарегистрированными в установленном порядке.

Расчет количества необходимых механических транспортных средств осуществляется по формуле:где Nтс – количество автотранспортных средств;

Т – количество часов вождения в соответствии с учебным планом;

К – количество обучающихся в год;

t – время работы одного учебн

ого транспортного средства равно: 7,2 часа – один мастер производственного обучения на одно учебное транспортное средство, 14,4 часа – два мастера производственного обучения на одно учебное транспортное средство;

24,5 – среднее количество рабочих дней в месяц;

12 – количество рабочих месяцев в году;

1 – количество резервных учебных транспортных средств.

Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.

Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком "Учебное транспортное средство", в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).

Участки закрытой площадки для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Рабочей программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка должна иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения.

Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки в пределах 8 – 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Размеры закрытой площадки для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.

При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" <1>, что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.

--------------------------------

<1> Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; N 5, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194).

Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Рабочей программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.

Поперечный уклон участков закрытой площадки, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Рабочей программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности.

Продольный уклон закрытой площадки (за исключением наклонного участка (эстакады)) должен быть не более 100%.

В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.